В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие. 6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полета исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный летчик старший лейтенант Виктор Беленко. Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка. Однако спустя час японское радио передало, что самолёт МиГ-25П (бортовой номер — «31»), пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.
Возвращенный самолет долгое время использовался в качестве учебного пособия в Даугавпилсском военном училище, а в конце 80-х был списан и разобран на сувениры. …После «разбора полетов» выяснилось, что во время инцидента вдогонку Беленко подняли пару МИГ-25, но догнать предателя было невозможно — далеко ушёл. Даже если бы и догнали, не смогли бы его расстрелять — умный МИГ был так устроен, что по своим не стрелял. Потом в кабине появилась специальная кнопка, получившая среди летчиков прозвище, — «беленковская». Она давала в самом крайнем случае возможность применить оружие по своему самолёту.
До Беленко никому и в голову не могло прийти, что таковая может понадобиться. Ущерб от побега Беленко оценили в сумму около 2 млрд руб., поскольку пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания «свой-чужой». Дело Беленко было закрыто в ноябре 2001 года с формулировкой «За давностью времени», когда исполнилось 25 лет со дня вынесения заочного приговора. Сам летчик-диссидент обосновался в США. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза лекции Беленко перестали быть актуальными.
Единственное, чем отблагодарила его Америка — предоставила ему гражданство. Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей все нажитое имущество. В последнее время скитался по дешевым мотелям, перебиваясь временной работой.