Мы — группа студентов скромно сидели в кабинете директора интерната для детей с особенностями психофизического развития, и слушали его хозяина — Семена Петровича:
— Вы, поймите, это просто дети! Они чувствуют и переживают также как и мы с вами. Их особенности неподготовленный человек может просто не заметить. Вот, например – критичность мышления. Чтобы вы поняли, что это такое, мне поможет Андрюша, наш воспитанник. Директор попросил педагога позвать мальчика.
Андрюша, подросток лет 10, нисколько не смущаясь, зашел в кабинет, поздоровался за руку с директором, от предложения сесть на стул отказался. Он с интересом разглядывал нас, а мы его, так что было непонятно, кто на кого посмотреть пришел.
Семен Петрович спросил у него как дела, как настроение и когда убедился, что Андрюша освоился с ситуацией, спросил:
— Андрюша, ты прыгаешь хорошо?
— Конечно!
— Что и вот эту ковровую дорожку перепрыгнешь?
— Запросто!
Ширина ковровой дорожки на полу в кабинете была чуть больше полуметра. Андрюша собрался, присел и перепрыгнул.
— Молодец! Перепрыгнул! А покажи мне, пожалуйста, докуда ты вообще можешь допрыгнуть? — спросил Семен Петрович. Андрюша показал расстояние метра три. Семен Петрович поставил на пол две игрушки, одну на старт, другую – на предполагаемый финиш и еще раз спросил:
— Посмотри внимательно, Андрюша, точно допрыгнешь? Или может поближе перенести вторую игрушку?
— Допрыгну!
— Давай! – подбодрил его директор. Андрюша прыгнул на полметра, но нисколько не огорчился. Семен Петрович поинтересовался:
— Не допрыгнул?
— Да!
— Давай перенесем игрушку туда, куда ты допрыгнешь?
— Давай! – сказал Андрюша, взял игрушку и уверенным шагом направился в другой конец кабинета. Расстояние между игрушками стало значительно больше трех метров. Директор, попытался обратить на это внимание мальчика:
— Андрюша, покажи, докуда ты допрыгнул последний раз? Досюда? Может быть, уменьшим расстояние?
— Нет! Я допрыгну!
— Хорошо, прыгай.
Прыжок на уже привычные полметра несколько не смутил Андрюшу. Директор спросил:
— Не устал?
— Нет!
— Вот и молодец, можешь идти гулять, — с этими словами директор отпустил мальчишку, а затем обратился к нам.
— Вот видите! Они не умеют использовать свой прошлый опыт. Он хорошо помнит, на какое расстояние прыгнул первый и второй раз, но это никак не влияет на его дальнейшую деятельность.
Я, в этот момент, вспомнил нескольких своих знакомых, которые считают себя умными людьми, но как Андрюша, выводов из своего прошлого опыта не делают.
Потом задумался, а я сам часто ли учитываю печальный опыт прошлого? Пришел к выводу — прав был директор, они такие же, как мы.