На днях упал пассажирский самолет с российскими туристами, погибли сотни человек. В связи с этим хочу рассказать свою историю, как мне кажется имеющую общие корни и причины со вчерашней трагедией.
В субботу 30 июля 2011года я улетал с детьми и женой после отдыха из Анталии, но произошло такое, что я бы не поверил, если бы кто-то мне рассказал, но я все видел своими глазами. В 18-30 мы сели в самолет (старый, но большой Боинг, было 320 пассажиров) и думали благополучно улететь домой, но… Сначала в самолете было очень жарко, так как не работала вентиляция и кондиционер, ладно, это мы решили потерпеть. Потом они пытались включить телевизоры, чтобы на них показать как пользоваться мерами безопасности, но телевизоры не включились — сбой электроники, но это тоже не страшно, народ пока был спокоен. Готовясь в взлету, самолет начал медленное движение и резко затормозил, что попадали вещи, потом опять немного движение и резкое торможение, далее около 30 минут тишина, мы все не взлетали, и вдруг капитан самолета объявляет, что вылет задерживается, так как не смогли запустить двигатель, и что сейчас подгонят генератор и будут запускать с «толкоча», народ начал нервничать, но пока сидел тихо.
Прошло еще сколько-то времени и капитан вновь сообщает, что задержка вылета продлится, так как второй двигатель тоже не запустили. Народ нервничает сильнее, сидим еще полчаса (за это время ни один из двигателей даже генератором запустить не удалось). Далее мы начали задыхаться, при этом я не преувеличиваю, началась паника. Было очень жарко и вообще не было воздуха, мои жена и дочь легли на пол между рядами сидений, так как на уровне пола хоть как-то было дышать, Саньку (дочь) раздели до трусов, все дети орут, несколько женщин потеряли сознание, две стюардессы оказывали им помощь ваткой с нашатырем.
Мы были в самом хвосте самолета (за нами только два ряда), вперед пройти нельзя, там куча мала из людей, несколько мужчин хотели открыть дверь запасного выхода, но стюардесса закрыв ее своим телом не позволила, крича, что мы и она не имеем право, что ей нужны указания. Требуем чтобы позвонила капитану, стюардесса плачет и объясняет, что не может позвонить капитану, так как все время занято, возможно он разговаривает с наземными службами.
Наконец подогнали трапп и открыли переднюю дверь и народ «ломонулся» из самолета. Еще бы 15 минут и мы бы все там легли, мы реально чуть не задохнулись. Я никогда не испытывал такого, пытаешься вдохнуть, а что-то горячее, а воздуха нету. Далее нас посадили в 4 автобуса и отвели
обратно в аэропорт, при этом каждый автобус высадили в разных секторах. Мы вышли из автобуса и стоим на первом этаже возле входа к которому нас привезли, турки ничего не объясняют, где наши из других автобусов не знаем, между собой переругались, одни кричат, что нужно идти в сектор где была посадка первый раз, другие настаивают, что нужно ждать здесь, где нас высадили и никуда не уходить, третьи, что нужно искать остальных наших. Короче полный капец.
Мы «тусовались» 1,5 часа и никто к нам не вышел, не пришел и ничего не пояснил. Один только турок (сносно говорящий по русски) грубо нам сказал, что они не Пегас, не Северный ветер (авиакомпания Нордвик) и что им «пофиг» на нас, что мы должны все решать с представителями вышеназванных компаний. Но где их взять? Кто-то из наших пытался звонить в Москву в офис Пегас, кто-то в Красноярск, но ничего не получилось, суббота и уже почти ночь. Прошло еще много времени, наконец нас через громкоговоритель собрали возле кафе, мы отстояли очередь друг за другом и получили по бутылке 0,5 воды либо баночку 0,33 Кола-Фанта-Спрайт, при этом чтобы никто не получил дважды, при выдачи бутылки отрывали уголок от билета. Далее нас отправили в сектор 12, мы вновь прошли контроль и нас привезли к тому же самому самолету.
Небольшая группа (человек 30) категорически отказывались лететь на этом самолете, но стюардесса пояснила, что других самолетов нет, и если кто-то останется, то ему придется ночевать в аэропорту как минимум 3-4 суток. Последний аргумент был железный, никто не мог позволить себе столько жить в аэропорту, так лично у меня оставалось всего 50, а видя отношение турок, понимаешь, что они глотка воды не дадут без денег. Мы все зашли на борт и сели по своим местам, все предельно напуганы, время было более 24 часов, хотя первоначальный вылет планировался в 18-30 часов (то есть они заводили двигатели более 6 часов).
Стюардессы были тоже очень напуганы, были бледные — мраморные лица и не отвечали ни на какие вопросы пассажиров, стараясь убежать к себе. Короче была такая обстановка, что не передать словами, мы видим, что стюардессы знают что-то больше чем мы и это что-то еще хуже чем мы думаем. Далее капитан «убил всех на повал», сказав в микрофон: «Уважаемые пассажиры, пристегнитесь … будем пробовать взлетать, после чего громко и глубоко вздохнул, добавив: «Ну с богом».
Последнее было сказано так, что у всех пассажиров все ушло в пятки, все поняли, что даже капитан не уверен, что мы сможем прилететь в Красноярск. Словами паника, страх и т.д. не описать все что происходило, люди фактически прощались друг с другом. Далее самолет пошел на взлет, а большинство пассажиров опустили головы, обняв их руками. Летели правда нормально, постепенно и стюардессы успокоились, щеки покраснели, начали напитки разносить. Когда мы сели в Красноярске люди соскакивали с мест, все кричали и обнимали друг друга.
Самое страшное, что Пегас (авиакомпания Северный Ветер принадлежит туроператору Пегас) нас отправил на Авось, не желая терпеть убытки ведь кому-то из руководства доложили про нас, что шесть часов не могут завести оба двигателя, и этот кто-то отправил нас на Авось. Долетим хорошо, нет — скажут ошибка пилота. И еще я был в шоке, когда в Красноярске мы проходили паспортный контроль, в рупор объявили о начале регистрации на рейс 1864 (наш был 1863) Красноярск — Анталия. Все наши загудели, неужели они полетели на нашем самолете.
В это не хочется верить, бедные люди они в радостных ожиданиях от предстоящего отпуска и даже не знают (если конечно у них сразу заведутся двигатели) на чем летят. И соответственно никто не исправлял электронику, вентиляцию и самое главное двигатели. Раньше я верил, что самолеты проходят строгий технический контроль, так как и так являются средством повышенной опасности, а теперь я знаю точно, что ничего подобного, по крайней мере, что касаемо чартеров – все по самому дешевому варианту.
Не представляете как было страшно принимать решение за всю свою семью и как мышь кричит, но лезет в пасть удава, подниматься на трапп самолета и вновь садиться на свои места. ДУМАЮ, ЧТО СИТУАЦИЯ С УПАВШИМ НА ДНЯХ САМОЛЕТОМ ИЗ ТОГО ЖЕ РАЗРЯДА, ЧТО И МОЙ РАССКАЗ.